ישראל
Пятница, 03.05.2024, 15:18



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Общии понятия духовного мистическо-филосовского учения - Форум ישראל ] [ Регистрация ] [ Вход ]
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: GAKTUNGR  
Форум ישראל » общий » Постижение Высших Миров » Общии понятия духовного мистическо-филосовского учения (Каббала)
Общии понятия духовного мистическо-филосовского учения
ASMODEI Date: Четверг, 12.07.2007, 22:06 | Message # 1
Group: Удаленные






Attachment: 26063557.jpg (10.3 Kb)


Post edited by ASMODEI - Четверг, 12.07.2007, 23:14
 
ASMODEI Date: Четверг, 12.07.2007, 22:24 | Message # 2
Group: Удаленные





Что является основой науки каббала

Наука каббала представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения высших сил, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, связанным между собой и направленным на раскрытие высшей управляющей силы (Творца) человеку в этом мире.

Закон общего и частного

Закон общего состоит в том, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию высшей управляющей силы и полностью постичь ее.

Закон частного состоит в том, что и до достижения такого совершенного состояния всем человечеством, в каждом поколении также и отдельные личности смогут достичь такого состояния.

Множественность духовных тел, сфирот, миров

Наука каббала изучает пути достижения человеком высшей цели – достижение тождественности высшей силе. Вследствие этого, она изучает строение и взаимосвязи множества духовных тел.

Чтобы пояснить это, возьмем для примера какое-нибудь маленькое животное, вся роль которого заключается лишь в том, чтобы прокормить самого себя и просуществовать в мире определенное время, необходимое для того, чтобы родить себе подобных, тем самым, обеспечив существование своего вида. При его исследовании мы обнаружим, что оно представляет собой сложное соединение из тысячи тысяч волокон и жил, как и установлено физиологами и анатомами в результате исследований, хотя есть еще десятки тысяч соединений еще неизвестных человеку.

Из этого примера по аналогии можно понять то многообразие великого множества различных соединений и связей, которые нам необходимо изучить, чтобы достичь высшей цели.

Два пути: сверху-вниз и снизу-вверх

Наука каббала разделена на два параллельных пути постижения высшей управляющей силы. Они равны и все отличие между ними только в том, что первый путь ведет сверху-вниз до этого мира, а второй путь начинается в этом мире и поднимается снизу-вверх по тем же ступеням, которые были образованы первым путем. По первому пути высшие корни нисходят и постепенно раскрываются сверху-вниз. Поэтому этот путь называется в каббале «порядок нисхождения миров, парцуфим и сфирот». А второй путь называется в каббале «постижение высшей силы».

Постигающий высшую силу, обязан идти снизу-вверх тем же путем, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении высшей силы сверху-вниз.

Полное постижение высшей управляющей силы происходит постепенно, проявляется в ощущениях человека в течение определенного времени, в зависимости от скорости очищения постигающего от эгоизма, пока он не постигнет всех свойств всего множества ступеней, нисходящих сверху-вниз.

Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает состоящую из ступеней лестницу.

Абстрактные названия

Многие ошибочно полагают, что все названия и понятия, используемые в науке каббала, относятся к разряду абстрактных. Это ошибочное представление возникло потому, что каббала изучает высший мир, находящийся вне времени и пространства, что дано узреть только овладевшему каббалистической методикой.

А поскольку лишь немногие осваивают эту науку и постигают высший мир, то бытует мнение, что все, относящееся к высшим мирам, является лишь абстрактными категориями, которые абсолютно оторваны от действительности.

Но в действительности все как раз наоборот: каббала не описывает ничего, чтобы не отражало реальную действительность, постигаемую каббалистами. Железный закон всех ученых-каббалистов гласит: «Только действительное постижение описываем и только ему даем название. Все, что не постигнуто, нельзя назвать по имени и определить словами».

Постижение в каббале означает высшую ступень в понимании. А до тех пор, пока не достигнуто абсолютно ясное осознание, такое, как будто держишь в руках, каббалисты не называют это постижением, а обозначают другими названиями: понимание, знание и т. д.

Реальность, заключенная в науке каббала

Также и в нашей материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, существуют реальные вещи, суть которых нам не дано постичь даже в нашем воображении, как например, такие явления, как электричество и магнетизм. Но кто скажет, что они нереальны, в то время как наши знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют, и нам совершенно неважно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути. Но их названия так реальны и близки нам, будто мы действительно ощущаем их, настолько, что даже маленьким детям название «электричество» знакомо так же хорошо, как названия «хлеб», «сахар» и т.д..

И более того, как не дано нам постичь суть высшей управляющей силы, так в точно такой же степени не дано нам постичь суть созданных ею творений. И все материальные вещи, которые мы можем пощупать руками, мы постигаем только из знакомства с действием, которое дает нам впечатление в результате взаимодействия с ними наших органов ощущений. И это дает нам абсолютное удовлетворение, несмотря на то, что нет у нас никакого представления о сути. Также не дано нам постичь сути самих себя, а все, что известно нам о себе – всего лишь процесс действий, исходящих из твоей сути.

Поэтому все названия и термины, встречающиеся в каббалистических книгах, реальны, несмотря на то, что мы не постигаем их сути, поскольку у изучающих их возникает совершенное удовлетворение от завершенного знания, хотя это всего лишь постижение действий, рожденное в результате взаимодействия высшей управляющей силы с постигающим ее человеком.

Однако этого совершенно достаточно и не вызывает в нас ощущения неполноценного знания, как не возникает у нас потребности в шестом пальце на руке, поскольку нам вполне достаточно пяти пальцев.

Трудность выражения высшего постижения

Понятия высшего мира мы не в состоянии выразить звуками или буквами нашего мира, ведь весь наш словарь является выражением ощущений в наших органах восприятия нашего мира. Тем более там, где мы должны передать словами точное знание, полученное путем обсуждения, как это принято в исследованиях этой науки, когда для передачи постигающим каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями.

Закон корня и ветви в мирах

Четыре мира, составляющие мироздание, называемые сверху-вниз Ацилут, Брия, Ецира, Асия, начиная с высшего из них мира Ацилут, и кончая нашим материальным миром Асия, имеют одинаковое, полностью совпадающее во всех деталях строение. То есть реальность и все ее проявления, существующие в первом мире, существуют и во втором, расположенном под ним, более нижнем мире, без каких либо изменений. И так во всех последующих мирах, вплоть до этого, ощущаемого нами мира.

Нет никакого отличия между мирами, кроме как в качестве материала. Это качество материала мира и определяет высоту ступени каждого из миров так, что материал наивысшего мира наиболее ‘тонок’ по сравнению со всеми низшими. А материал второго мира грубее материала первого мира, но тоньше, чем на всех низших, по отношению к нему, ступенях. И такой порядок сохраняется до нашего мира, в котором материал проявлений реальности грубее и «темнее», чем во всех предшествующих мирах.

В то же время объекты и формы в каждом мире одинаковы во всех подробностях, как по количеству, так и по качеству. Это можно сравнить с печатью и ее оттиском: когда мельчайшие детали печати полностью переходят на оттиск. Так и с мирами: низший мир является оттиском высшего, по отношению к нему, мира. И все формы, существующие в высшем мире, как их количество, так и качество, полностью отпечатаны в низшем мире.

Так что нет в низшем мире ни одной детали или явления, которые не являлись бы отображением высшего мира. Это называется «корнем и ветвью» и означает, что деталь, находящаяся в низшем мире, является ветвью, отображающей свой оригинал, находящийся в высшем мире и являющийся ее корнем, так как она, эта деталь, берет свое начало из высшего мира и отпечатывается в низшем. То есть, корень, называемый «судьбой», заставляет ее расти количественно и качественно, приобретая качества, присущие оттиску с печати. И это закон корня и ветви, действующий в каждом мире, во всех проявлениях реальности по отношению к высшему миру.

Язык каббалистов - это язык ветвей

Язык ветвей означает, что он создан на основании указаний, полученных ветвями в нашем мире от их корней в высшем мире, являющихся эталоном для своих ветвей. Ведь нет ничего в низшем мире, что не брало бы свое начало и не проистекало бы из высшего мира. Корень, находящийся в высшем мире, заставляет, соответствующую ему ветвь в низшем мире, принять свою форму и приобрести свои качества.

Из связи корня с ветвью каббалисты создали словарный запас, позволяющий им говорить о духовных корнях высших миров, упоминая название низшей ветви, четко определяемой в ощущениях этого мира. И это позволяет слышащему понять высший корень, так как данная материальная ветвь ясно указывает на него, поскольку является следствием этого корня.

Так любой объект ощущаемого нами мира дает нам точное название, указывающее на его высший корень, несмотря на то, что сам корень невозможно назвать никаким словом и звуком, поскольку находится выше всякого воображения. Однако, благодаря наличию ветвей, доступных ощущениям в нашем мире, словесное выражение высших корней обрело право на существование.

Такова суть разговорного языка каббалистов, с помощью которого их высшие постижения передаются от одного к другому, от поколения к поколению, устно и письменно. И понимание друг друга является абсолютно достаточным, так как имеет такую степень точности, которая необходима для общения в исследованиях этой науки. То есть, установлены такие точные рамки, которые не позволят ошибиться, так как каждая ветвь имеет естественное определение, присущее только ей, и потому с абсолютной точностью указывает на ее духовный корень.

Передача знаний от учителя к ученику

Слова, произносимые устами учителя, не в состоянии передать никакого высшего знания, находящегося вне времени, пространства, движения. Только «язык ветвей» способен выразить соотношения ветвей и их высших корней.

Однако этот язык может понять лишь тот, кто понимает соотношения корней и ветвей. И невозможно постичь связи корень-ветвь снизу вверх, то есть, глядя на низшие ветви, совершенно невозможно найти никакой аналогии высшим корням, или с помощью фантазии представить себе их. А наоборот, сначала надо самому постичь высшие корни и только после этого он может, глядя на ветви, ощущаемые в нашем мире, полностью понять все количество и качество соотношений между каждой ветвью и ее корнем в высшем мире.

И только после того, как узнает и хорошо поймет связи корня с ветвью, возникнет у него общий язык со своим учителем-каббалистом – «язык ветвей», и учитель сможет передать ему все нюансы своей мудрости и знание о происходящем в высших мирах – все то, что получил от своих учителей, и то, что постиг самостоятельно. Потому что теперь есть у них общий для обоих язык, и они понимают друг друга.

Но если ученик еще не понимает сам этого языка, не понимает, каким образом ветвь указывает на корень, то у учителя нет никакой возможности объяснить ему ни одного слова из высших знаний и невозможно разговаривать с ним об исследованиях каббалы, так как нет с ним общего языка. То есть, нет другого способа передать знания каббалы, кроме как знающему и понимающему самому.

Но как ученик сам постигнет знание языка ветвей? С помощью изучения каббалистических книг, постепенно вводящих его в ощущение высшего мира. Только после того, как постиг хотя бы самую малую ступень высшего мира, а с ее уровня постиг сверху-вниз язык ветвей, он может уже получать знания от учителя-каббалиста, так как есть у них сейчас общий язык.

"Грубые" названия в каббале

Из вышесказанного можно понять, почему каббалисты используют такие слова, как «поцелуй», «половой акт», «объятие», «роды» и пр., для выражения возвышенных идей. Ведь для объяснения этой науки невозможно пользоваться никаким другим языком в мире, кроме «языка ветвей», который точно указывает на связь каждого корня с его определенной ветвью. И потому невозможно отказаться от какой бы то ни было ветви из-за низости ее уровня и не использовать ее для описания связей в каббале, потому что не существует в нашем мире другой ветви, которую можно взять вместо нее.

А если отказаться от использования какого-то названия, не только потеряется соответствующее ему понятие из высшего духовного мира, так как нет больше никакого слова, способного заменить его в описании этого корня, но и будет нанесен ущерб всей науке в целом. Ведь в таком случае выпадает одно звено из общей цепи науки, а поскольку все звенья переплетены друг с другом, то рушится вся наука.

Поэтому не должно вызывать удивления использование ‘неприличных’ названий, так как нет свободы в их выборе, и нельзя заменить неприличное название приличным, а обязаны каббалисты всегда точно использовать ветвь, указывающую на ее высший корень, во всей полноте. И обязаны дать подробное толкование, сформулировав точное определение, достаточное для изучающих.

 
ASMODEI Date: Четверг, 12.07.2007, 23:37 | Message # 3
Group: Удаленные





Краткий словарь каббалистических терминов

10 сфирот - 10 свойств души

125 ступеней - изменение в свойствах от эгоизма к альтруизму и в соответствие с этим постижение высшего мира, высшей управляющей силы, единственное свойство которой абсолютная отдача. Ступени градуируются по 5 основным, называемым мирами, в каждом из которых 5 основных ступеней, называемых парцуфами, в каждом из которых 5 ступеней, называемых сфиротами, итого: 5 миров х 5 парцуфим х 5 сфирот = 125 ступеней.

1995 год - начиная с этого года, в людях начинает ощущаться желание к постижению высшего мира

5 уровней желания – единственное творение, единая душа, называемое «Адам», состоит из 5 уровней желания

600 000 душ – отдельные части, составляющие единственного единого создания – душа, Адам.

620 ступеней - ступени исправления желаний души

6000 лет - земной срок исправления душ, начиная от первого в человеке желания к исправлению.

7000 лет - ступень мира Ацилут

8000 лет - ступень парцуфа САГ

9000 лет - ступень парцуфа АБ

10000 лет - ступень парцуфа Гальгальта

АВАЯ - 4 стадии распространения прямого света для создания творения

Адам - общее творение, душа

Адам Кадмон - первый мир, общее управление

Асия - низший мир, включает в себе наш мир

Ацилут - мир управления и исправления

Бааль Сулам - автор современного метода постижения высшего мира (20 в.)

БЕА - Брия, Ецира, Асия (миры, окружающие душу человека)

Бина - свойство отдачи в творении

Брия - мир свойства отдачи

Высший мир - ощущаемое человеком в его желании отдавать

Высший свет - наслаждение отдачи

Гематрия - числовое выражения свойств исправленного желания

ГЭ - желания отдавать

Духовное - свойство отдачи

Духовный ген (решимо) - нереализованное еще состояние отдачи

Духовный мир - ощущаемое в желании отдавать

Духовный подъем - возрастание свойств отдачи

Душа - желание человека достичь подобия высшей силе

Душа животная - живительная (витальная) сила жизни в биологическом теле

Знание - постижение причин и следствий ощущаемого

Идолопоклонство - отношение к происходящему как не исходящему от единой управляющей силы

Каббала - методика постепенного уподобления, сравнения по свойству отдачи с высшей силой

Каббалист - реализующий методику каббалы практически на себе

Кли - желание насладиться в творении

Клипа (мн. клипот) - намерение управлять высшей силой ради себя и против других

Книга Создания (Сэфэр Ецира) - древняя каббалистическая книга (18 в.до н.э.)

Древо жизни - основной учебник по Каббале, автор Ари (16 в.)

Ари - основоположник современного метода постижения высшего мира (16 в.)

Книга Зоар (книга сияния) - собрание высших знаний о мироздание (3 в.н.э.).

Рашби - рабби Шимон бар Йохай, автор «Книги Зоар»

Конец исправления - исправление всех желаний Адама

Кругооборот жизни - исправления души в последовательных облачениях в земное тело

Кэтэр - желание насладить в творении

Малхут - желание получить наслаждение в творении

МАН - желание исправления

Масах – противоэгоистическая сила

Мир - ощущение творением своего состояния

Мир Бесконечности - неограниченное получение света

Намерение - устремление желания «во имя или ради кого»

НАРАНХАЙ (Нэфеш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида) - 5 светов в творении

Наслаждение - ощущение света

Наш мир - ощущение без экрана

Неживое, растительное, животное, человек - 4 стадии желания

Нэфеш - минимальное высшее постижение, минимальный свет в творении

Нэшама - свет второй стадии

Окружающий свет - свет, призванный исправить эгоистическое желание на альтруистическое

Внутренний свет - свет наполняющий душу, желание, творение

Отраженный свет - намерение к тождественности с высшей силой

Парцуф - все желания творения объединенные одним намерением отдачи

Первое сокращение - прекращение наслаждения ради себя

Разбиение желаний - лишение намерения отдачи

Свобода воли - единственная сила личного движения к подобию высшей силе

Свойство отдачи - намерение отдачи (безотносительно кому)

Сосуд, Творение - желание насладиться

Творец - желание насладить, желание отдачи, свойство отдачи

Шестой орган чувств - душа, желание отдачи

Эгоизм - желание (намерение) насладиться (ради себя)

Экран - намерение насладить, отдать

Язык ветвей - использование слов нашего мира для описания высшего мира

 
ASMODEI Date: Четверг, 12.07.2007, 23:56 | Message # 4
Group: Удаленные





Attachment: 25105265.jpg (52.9 Kb)
 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 16:41 | Message # 5
Group: Удаленные





Каббала - разные лики

Абир Риттерсгофф

Нет, не все на свете придумали евреи. Но Каббала — чисто еврейское изобретение. Две предшествующие цивилизации Ближнего Востока — египетская и шумерская — не знали явления, аналогичного Каббале. Каббала предполагает работу с буквами и словами, а египтяне пользовались иероглифами, шумеры же — слоговой письменностью. Да и потом учение это много времени оставалось тайным.

Однако нет ничего тайного, что со временем не стало бы явным. С распространением христианства о ТАНАХе и еврейском учении узнало много людей, и часть из них попали в плен неудержимой притягательности Каббалы.

Каббала христианская.

Стремясь понять корни своей религии, многие христианские ученые овладевали ивритом, арамейским, им в руки попадали тайные еврейские книги... Так возникло то явление, которое сегодня называется христианской каббалой. Отсчет можно вести приблизительно с 15 века, когда великий итальянский ученый Пико де Мирандола познакомил широкие массы с тайным ечением евреев, переведя некторые каббалистические труды на латынь. Его работу продолжил Йосиф Рейхлин — крупный немецкий ученый-востоковед, популяризатор Каббалы среди христиан, большой друг еврейского народа.

Я бы разделил христианскую каббалу на два течения.

Первое — это работы по ортодоксальной Каббале, написанные христианскими авторами. Пример — «Эш а-мецарефет», «Огонь очищающий» Кнорра фон Розенротта. Автор свободно оперирует ивритскими цитатами из ТАНАХа и комментариев, и вы бы никогда не подумали, что автор — нееврей. Сюда бы я добавил и множество работ Элифаза Леви (хотя у последнего чувствуется иногда христианское влияние).

Второе — это христианская каббала в чистом виде, работа с именем Иешуа, написанном ивритскими буквами, а именами его ближайших сподвижников. Чтобы как-то оправдать такой метод, христианские каббалисты писали имя так: «йуд-хей-шин-вав-хей». И объясняли — имя Иешуа произошло от соединения 4-х буквенного имени Б-га «йуд-хей-вав-хей» с буквой шин из имени Шаддай.

Конечно, такое написание, при соответствующих огласовках, тоже можно прочесть как Иешуа... Однако на иврите, то есть в оригинале, имя Иешуа пишется совсем по-другому!

Вместе с тем интерес христиан к Каббале привел к тому, что развитые люди стали проявлять дружественный интерес к евреям и их религии. А каббала христианская породила очень интересное явление.

Розенкрейцерская каббала.

Тайные общества алхимиков и магов, «вышедшие из подполья» в Германии в начале 17 века, тоже стали проявлять интерес к Каббале — как теоретической, так и практической. Духовные понятия, используемые в Каббале, они символизировали с помощью превращений металлов (серебро — Хесед, золото — Гвура, медь — Тиферет), и т. д. Они записывали еврейские названия металлов, и пытались их анализировать. Они рисовали рисунки-аллегории, и напряженно над ними размышляли (возмите хотя бы «Книгу Авраама-еврея», популяризованную Никола Фламмелем). Один из ярких образчиков розенкрейцеровской каббалы — это уже упомянутый мною «Огонь очищающий» Кнорра фон Розенротта.

Крест розенкрейцеры толковали не как христианский символ, а как человеческое тело, а розу — как душу... Надо сказать, что аллегория взята из «Зоара» — там роза сравнивается с Малхут, поскольку имеет 13 лепестков, а в Малхут поступают 13 качеств милосердия Господа, а сам цветок поддерживается чашелистником из 5 листьев — как Малхут поддерживается 5-ю силами Гвуры, которые символизируются 5-ю конечными буквами ивритского алфавита «манцапах».

Соединение Каббалы с алхимической символикой породило богатейшую литературу. Однако, поскольку с самого начала розенкрейцеровская каббала была предназначена для распространения в кругах европейских ученых, профессуры, книги эти еще более сложны, чем обычные еврейские сочинения по Каббале. На русском языке с розенкрейцеровской каббалой можно ознакомиться по книге Мэнли Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», а также по довольно редкому сборнику «Тайные фигуры розенкрейцеров».

Но если сегодня, с помощью учения хасидизма, мы имеем относительно простое изложение системы еврейской Каббалы, то каббала розенкрейцеров остается сложной и запутанной системой.

Энохианская каббала.

На протяжении приблизительно 16-ти веков Каббала пользовалась исключительно еврейским алфавитом (правда, в каббале христианской были попытки использовать гематрию для греческого и латинского алфавитов). И вот...

В 1584 году в польском городе Кракове алхимик и маг Джон Ди с помощью медиума Эдварда Келли получает ангельские послания. Послания переданы на каком-то странном, не имеющем аналогов языке, и тут же передан ключ к нему.

Мы знаем «Книгу Эноха», рассказывающую о том, как библейский патриарх общался с ангелами. Скорее всего, именно по этой причине искусственный магический язык получил название «энохианского». Новый язык произвел смятение в умах европейских мистиков. Проникнуть в тайну энохианских букв пытались многие, но язык ангелов хранил свою тайну. Ближе всего подобрался доктор Томас Радд, выпустивший в 1600 году трактат «Курс магии ангелов»...

В 1887 году в библиотеке Британского музея этот трактат обнаружит МакГрегор Мазерс, который, собственно, и разовьет систему энохианской каббалы. Каждой букве (они построены по модели иврита — имеют транслитерацию и название, как «г» — «гимел») он даст числовое соответствие, то есть гематрию, соответствие с буквами ивритского и греческого алфавита, а также соответствие с планетой, созвездием или элементом, подобно тому, как такие соотвтетствия дает «Сефер Иецира». Энохиансая каббала — вещь чрезвычайно сложная. Ознакомитться с ней можно более подробно по книге Дэвида Халса «Ключ ко всему».

Суфийская каббала.

Мистические ордена ислама — суфии — тоже не могли остаться в стороне от учения Каббалы. Исламские мистики придали числовое соответствие буквам арабского алфавита, кроме того, активно работали со значением корня слова...

Как сам ислам является синкретической (заимствованной из разных источников) религией, так и каббала исламская структурой своей почти полностью повторяет Каббалу еврейскую.

Лавкрафтианская каббала.

Уже в нашем веке появился новый вид каббалы, основанный на писаниях великого американского фантаста Говарда Филлипса Лавкрафта. Он (используя шумерскую мифологию) создал такой яркий и достоверный мир, что вокруг этого мира создана целая наука.

Йог-Сотот, Шубб-Ниггурат, Ктулху — чудовища шумеро-лавкрафтовского пантиона — записываются с помощью ивритских букв (причем используются разные варианты написания), вычисляются их гематрии, сравниваются с числовыми значениями уже известных слов, отыскиваются соответствия с созвездиями и элементами...

Для любителей фантастики — хороший предмет, чтобы оттачивать мозг. Я же решать не берусь — был ли Лавкрафт гениальным безумцем, или ему действительно удалось заглянуть в Бездну. Материалы по лавкрафтианской каббале широко доступны в Интернете — в основном на английском, хотя последнее время стали появляться и русские переводы.

Каббала Маат.

На базе учения Алистера Кроули — непревзойденного знатока Каббалы — его верные последователи (здесь подразумевается Кеннет Грант, современный английский маг, не имеющий отношение в О. Т. О. — прим. редактора) создали «каббалу Маат» (Маат — богиня истины в древнеегипетском пантеоне). На самом деле, как я уже говорил, древние египтяне не знали такого проявления мистических размышлений. «Каббала Маат» пользуется розыском соответствий между сфирот и древнеегипетскими божествами, а также пытается синтезировать каббалистические практики иудаизма и Древнего Египта.

Мое мнение — вряд ли такое возможно, учитывая еще то, что египтяне не имели алфавитного письма, а значит невозможен анализ слова с помощью его составляющих — букв.

Ликантропическая каббала.

Надеюсь, слово «ликантропия» вам знакомо — оно означает превращение человека в волка! Ликантроп — это оборотень.

Франко-гаитянским мистиком Жаном-Мейном была создана «ликантропическая каббала» — с помощью синтеза учения Каббалы и культов Вуду! Ничего более несовместимого невозможно себе представить.

Однако логика его рассуждений была такова: существуют соответствия между сфирот и частями человеческого тела. «Тикуней Зоар» символизируют Гвуру (суровость Господа) с левой рукой, Хесед (Милость) с правой рукой... Между сфирами есть линии соединения — «цинорот», каналы, которые можно отождествить с каналами перетекания биологической энергии в человеческом организме, а также точки пересечения этих каналов, которые можно отождествить с «чакрами» — энергетическими центрами. Во время магических практик человек, доведя себя до экстаза (бессознательного или «сверхсознательного» состояния) дает возможность для свободной циркуляции энергии, приобретая тем самым невероятные умственные и физические возможности.

Казалось бы, обычная система йоги, замешанная на Каббале? Но каббала ликантропическая предусматривает такие ужасные практики, что дает возможность выхода силам Клипот (силам нечистоты). Слава Богу, мои читатели о ликантропической каббале ничего не знают, и сведений о ней не так просто найти даже в Интернете.

А все-таки настоящую Каббалу придумали евреи, и от этого корня растут уже все побеги — и здоровые, и ядовитые.

Post edited by ASMODEI - Суббота, 14.07.2007, 16:43
 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 16:49 | Message # 6
Group: Удаленные





Происхождение Каббалы

Мария Эндель

Вступление

Я хочу обратиться к рассмотрению конкретного небольшого периода, а именно — к началу 13 века, или времени появления собственно каббалистических текстов, времени, когда Каббала становится историческим фактом. 13 век является совершенно особым периодом в истории еврейской мистики в целом, периодом появления или письменной фиксации новых идей и концепций. Я постараюсь указать на некоторые из них, обратившись к так называемым текстам круга ?Сефер hа-ийун (?Книга умозрения), выделенным Г. Шолемом в отдельную группу.

В первой части своего доклада я, по возможности кратко, рассмотрю вопрос о происхождении Каббалы. Во второй части я буду говорить об основных каббалистических концепциях того периода, иллюстрируя свои положения переведенными мной отрывками из текстов этого круга.

Происхождение Каббалы

Пытаясь понять сущность какого бы то ни было явления, особенно такого сложного, как Каббала, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о начале или происхождении — ибо разрешение этого вопроса дает нам возможность почувствовать себя более или менее уверенно на той зыбкой почве, которая представляет собой сплетение идей, догматических установлений, визионерских практик, магических ритуалов, теософических изысканий, и которая называется Каббалой. Именно это стремление к минимальной определенности заставило меня обратиться к наиболее ранним, из дошедших до нас, каббалистическим трактатам, созданным в Провансе в первой половине 13 века, а заодно систематизировать взгляды современных ученых на вопрос о появлении или происхождении Каббалы. Сразу оговорюсь, что вопрос этот далек от разрешения, несмотря на то, что ему посвящено несколько отдельных книг. Один из первых более или менее полных ответов на него содержится в ?Истории Генриха Греца. Полагая сущностью Каббалы поиск ?середины между грубым, буквальным пониманием Агады и рационализирующей, расплывчатой философией религии, а также ссылаясь на мнение некоторых каббалистов, полагавших Исаака Слепого (нач. 13 в.) отцом и основателем этого учения, он считал, что его возникновение связано с реакцией на труды Маймонида, а именно, на переведенную в то время и имевшую очень большое влияние на провансальские общины книгу ?Море нэвухим.

Гершом Шолем, посвятивший этому вопросу книгу и несколько статей, в своих выводах во многом развивал положения Греца. Причиной возникновения Каббалы в Провансе он считал удачный синтез гностических и неоплатонических идей. Основной носительницей гностических идей была, по его мнению, ?Сефер hа-баhир, содержащая, в частности, описание Божественных сил, заключенных внутри Кавод (Божественной Славы), которая принимала участие в творении мира. Шолем видел в этом отголоски гностического учения об эонах. В этом же трактате наличествует учение о сфирот, близкое к последующему каббалистическому. Что касается неоплатонических идей, то, помимо сочинений Маймонида, в это же время были переведены труды И. Галеви, Авраhама ибн Эзры и др. Неоплатонические идеи об эманации, об Активном Интеллекте адаптируются и разрабатываются в этой среде. Шолем не исключал также возможных доктринальных контактах с сектой катаров, контролировавших в то время значительную часть Прованса. Однако известно о крайне негативном отношении катаров к иудаизму (о так называемой ?гностической ненависти к евреям).

Принципиальный шаг в разрешении этого вопроса был сделан Моше Иделем, разделившим проблему исторического появления Каббалы и проблему ее происхождения. Объясняя ее появление, он опять же возвращается к Грецу, связывая ее с полемикой вокруг Маймонида. Говоря же о происхождении, он предлагает обратиться еще к библейским временам и, хотя и не находит исторических подтверждений существования непрерывной традиции, говорит о структурной близости Каббалы и еще библейского иудаизма. Хотя его тезис о появлении каббалистических текстов как реакции на сочинения Маймонида не кажется бесспорным, он имеет достаточно оснований. Известно, что Маймонид в своих сочинениях коснулся святая святых иудаизма, то есть учения о Творении (Маасе Брейшит) и Колеснице (Маасе Меркава), и истолковал их в духе метафизики Аристотеля, своеобразно разрешив вопрос о движении и покое. Известно также крайне критическое отношение некоторых провансальских мистиков к писаниям Маймонида, например, отца Исаака Слепого, Авраhама бен Давида. Хотя мы и не найдем в каббалистических сочинениях первой половины 13 века открытой критики Маймонида, — предметом их рассмотрения является скорее сфера Божественного, — вполне возможно, эти попытки высказать собственный мистический опыт и, отчасти, приоткрыть традиционно закрытое знание о Маасе Меркава и Маасе Брейшит, являлись как бы ненаправленным ответом Маймониду, истолковавшему эти учения в русле собственной философии. Такой взгляд на появление каббалы не предполагает, однако, объяснения ее происхождения. Идель лишь убедительно показывает, что появление первых каббалистичесих текстов и происхождение Каббалы не совпадало во времени. Он говорит о том, что каббалистические тексты исходили из крайне консервативной Среды, от которой трудно было ожидать того ?взрыва идей, о котором писал Шолем. В отличии от сочинений Маймонида, каббалистические сочинения почти не подверглись критике, если не считать нескольких высказываний в отдельных трактатах, таких, например, как приводимый Г. Грецем и ставший хрестоматийным, отрывок из текста ?Эзер hа-даат Исаака Пулгара. Если каббалистические изыскания действительно являлись новаторством, трудно объяснить подобное молчание.

Утверждение о том, что появление сочинений Маймонида и его попытка рационализировать мистическое знание были связаны с возникновением первых каббалистических текстов, возможно, отчасти находит подтверждение в истории другого мистического учения — исихазма. Эта мистическая традиция, существовавшая в течение многих веков, была связана, в т. ч., с передачей опыта видения Божественного света. Однако, именно в результате противостояния попыткам философской и рационалистической ее интерпретации было сформулировано учение о Божественных Энергиях.

На фоне подобных объяснений, я думаю, будет интересно вспомнить о том, как эту проблему решали сами каббалисты. Их ответ также двойственен: с одной стороны, они считали, что каббалистическое знание было получено еще Адамом или Моисеем на горе Синай, но с другой — некоторым из еврейских ученых приписывалась особая роль в создании или в воссоздании каббалистического учения. И таков не только Исаак Слепой, неоднократно в сочинениях каббалистов называемый ?отцом Каббалы, но и Шимон бар Йохая, Нехунья бен Хакана и многие другие. Я думаю, что такие объяснения вполне отражают реальное соотношение традиционного и новаторского, и, в какой-то степени, эзотерического и экзотерического в учениях и практиках, однако, демонстрируя это соотношение, все же не дают окончательного ответа.

Вот очень краткий обзор доступного мне на сегодняшний момент материала, касающегося вопроса о происхождении Каббалы. Теперь я хочу перейти к вопросу об основных концепциях и видениях, отраженных в ранних каббалистических текстах, а именно в текстах круга ?Сефер hа-ийун. Все либо анонимны, либо псевдоэпиграфичны. Вопрос об их датировке до сих пор не решен однозначно, однако современные исследования позволяют предположить, что самые ранние из них написаны в начале 13 века, а самые поздние — в середине 14 века.

Основные концепции

Я буду говорить здесь о следующих важных концепциях Провансальской Каббалы, а именно:

1. Концепция Предвечной тьмы, или Эйн-Соф.
2. Эманация.
3. Божественное Имя.
4. Лингвистическая концепция творения.
5. Мистика молитвы.

1. Я полагаю, что следует начать с важнейшей мистической интуиции, а именно, с различения Бога сокрытого, непостижимого (то, что в последствии будет сформулировано, как Эйн-Соф) и Творца. Этот мотив присутствует практически во всех каббалистических текстах. Шолем писал об этом: ?Все каббалисты были согласны с тем, что никакое религиозное знание Бога, даже самого экстатического свойства, не может быть получено иным путем, кроме как через созерцание связи Бога с творением. Бог в себе — это абсолютная сущность, которая недоступна не только спекулятивному, но даже экстатическому познанию. Вот как это описано в книге ?Сефер hа-ийун (?Книга умозрения):

Так, Святой, благословен Он, прежде, до того, как что-либо сотворил, был Единственный, Предвечный, Неисследимый, Неподвижный, Без границ и членений и разделений и изменений, и был сокрыт в силе Сущий. И в час, когда была древность, прежде, чем изошли в мир Ацилут разделенный все древние, Сокрытый пребывал в Себе и сила его не была познана. Однако, когда начал Он в Своем знании представлять все дела Свои, выглядел как тигель и раскрылся как тигель и сияние Его... А знание Его и принцип Его суть Тьма.

Слово тьма отсылает нас к другой мистической традиции, к Божественному мраку у Псевдо-Дионисия Ареопагита. Но здесь важно отметить противопоставление тьмы (сокрытой и непроницаемой) и многоцветности эманации, доступной созерцанию мистика.

2. Вот как говорится в этом же тексте об эманации:

Да будет благословенно имя Могущественного, Который один объединяется во всех Своих силах, подобно пламени огня, которое едино во всех своих цветах, и силы, изошедшей из единства Его, подобно свету глаза, исходящему из тьмы глаза, и силы эти исходят друг от друга, как сила аромата, и как свеча загорается от свечи — так что одни изойдут от других, а эти от следующих, но нет умаления в Испускающем.

На примере этого отрывка можно наблюдать основное отличие еврейской концепции эманации от неоплатонической и гностической. Вслед за Габиролем и другими средневековыми философами, еврейские мистики отрицают умаление Бога в процессе Творения.

В тексте ?Мааян Хохма (?Источник Мудрости) процесс эманации уподоблен исхождению светов-цветов из ?Предвечной Тьмы. Из нее исходят два источника.

?Из одного источника струится свет, который разделяется на два цвета, тех, о которых мы уже упоминали: на белый и красный цвет. Из второго источника исходит тьма. Она есть смесь трех цветов: зеленого, голубого и белого. Вот пять цветов, которые трансформируются в процессе эманации... эти пять цветов образуют пламя, которое появляется из (Предвечного) эфира. Они разделяются в своем движении и вот — десять оттенков и десять отдельных цветов.

Уже в провансальских текстах встречается описание эманации в виде десяти сфирот, которые, правда, не имеют четкой последовательности и нередко отождествляются с деталями и персонажами горнего мира, характерными для литературы Хехалот (такими как: Хашмаль, Занавесь, Престол, Мосты и др.). Сами каббалисты едва ли могли четко ответить на вопрос о природе сфирот. Вот как пишет об этом Авраhам Абулафия в конце 13 века в своей книге Имрей шефер (Слова красоты):

Каббалисты говорят, что получили от пророков и мудрецов знание о том, что есть десять сфирот блима (бескачественных), и что с помощью сфирот сотворил Творец весь Свой мир... Однако если спросить, что же в сущности означают имена сфирот, они не знают, реальные ли это сущности, или бесформенная материя, или нематериальная форма, или подвижные оболочки сущности, или обособленные души, наполняющие все, или разумы, называемые обособленными интеллектами.

Как мы видим, сфирот не поддаются однозначному философскому определению, да и вряд ли сами мистики 13 века стремились к этому. Здесь встает вопрос о назначении подобных мистических текстов. С одной стороны, они носят ярко выраженный спекулятивный характер, но с другой — эти спекуляции, по всей вероятности, являются плодом непосредственного созерцательного, медитативного опыта; они подобны картам, составленным по следам мистических путешествий.

3. Помимо сфирот и светов, Божественное имя является еще одним возможным обозначением Творца, или Бога проявленного, к созерцанию которого стремится мистик. В Тфиллат hа-йихуд (Молитве единения) читаем: Как сказано, перечень пяти сфирот высших — не равны они, как равны сущности пяти нижних. И все вместе называются Телом Шхины. И это как Имя Твое в Тебе, в Тебе Имя Твое. Вообще, процесс перехода от непроявленного состояния к проявленному описывается как некое интеллектуальное усилие или как акт воли. Собственно, Имя и обозначает этот динамический переход, и, вместе с тем, его (Имени) наличие гарантирует мистику некую возможность познания, приобщения к Творцу. Любое мистическое созерцание, вообще любой опыт познания предполагает со-общение с Именем: ?Для всякой мудрости и понимания, для всякого созерцания и мысли, вопрошания, знания, озвучивания, обдумывания, речи, молитвы, голоса, действия, защиты и (любого вообще) предприятия — все это укоренено в Имени (Тетраграмматоне).

Занимаясь комбинированием букв священного Имени, человек способен понять слова людей (видимо, различные языки — М. Э.), речь домашних животных, щебетание птиц, разговоры диких животных, лай собак — все это доступно познать мудрецу. А с этого момента ты достигнешь наивысшей ступени, а именно: понимания разговора пальмовых деревьев, звуков моря, совершенства сердца и глубочайших мыслей.

4. Вместе с тем, процесс творения описывается и как лингвистический. Такому описанию посвящен весь текст Мааян Хохма. Процесс Творения видится автору как вокализация звука Алеф, и, вместе с тем, как выявление сущностного, т. е. числового значения букв (Алеф и Йод). Буква Алеф является неким первопринципом, который дает начало так называемым языковым движениям, которыми и создается мир.

Несколько иначе об этом сказано в книге Сефер hа-ийун: Разъяснение Его Знания <содержится> в пяти вещах: в тиккун (гармонии букв), в маамар (собирании их в слово), в церуф (последующем смешении), в михлаль (совершенной полноте всевозможных буквенных комбинаций) и в хешбон (подсчетах их числовых значений). Так создал Он гармонию (букв), чтобы вывести всякую вещь в слове, и слово во всякой вещи, и совершенство комбинаций в виде подсчетов, и подсчеты в виде комбинаций, чтобы осуществить все вещи в источнике пламени, которое распространяется из этого источника безгранично, принадлежа свету, скрывающемуся в прибавлениях сокровенной тьмы.

Эти довольно смутные рассуждения являются демонстрацией одной из наиболее глубоких идей иудаизма о творении как знаковом процессе. Подобные убеждения на протяжении веков выливались в довольно странные практики, начиная от хрестоматийного сотворения двумя амораями теленка и кончая современными попытками создания искусственного интеллекта.

5. Еще одной особенностью создателей этих текстов можно назвать их мистическое отношение к молитве. Характерным примером такого отношения может служить ?Тфиллат hа-йихуд. Эта молитва обращена к Богу в Его единстве в десяти сфирот. Перечисляя качества, присущие той или иной сфире, молящийся просит о ниспослании ему этого качества. Текст молитвы частично заимствован из Амиды (девятнадцать ежедневных благословений). Собственно молитва представляет собой утверждение некоторого порядка творения, то есть последовательного выделения сфирот, наличие которого дает возможность молящемуся рассчитывать на Божественное участие. Таким образом, сфирот в этом тексте понимаются как силы-посредники, благодаря которым осуществляется Божественное вмешательство в жизнь молящегося. Каждой из сфирот соответствует этический атрибут в человеческом поведении. Часто этот атрибут связан с названием сфиры. Например, сфире Хесед (Праведность, Милость) соответствует качество милосердия, сфире Гвура (Строгость) соответствует богобоязненность или способность к раскаянию. Перечисленные сфирот составляют вместе с тем Высшего Человека (Адам Элион), в котором, например, Малхут (десятая сфира) — это голени, Йесод (девятая) — Сердце, Тиферет (шестая) — туловище. Но одновременно, перечень сфирот является и Божественным Именем. Шолем писал об этом: ?Пользуясь символическим образом традиционным литургическим текстом, молитва повторяет сокрытые процессы во вселенной... Онтологическая иерархия духовных миров раскрывается каббалисту в такой молитве как одно из многих Имен Бога. Это раскрытие Божественного Имени составляет мистическую деятельность индивидуума в молитве.

Чтобы продемонстрировать все это, я приведу отрывок из этой молитвы. ?Ты — Сущий изначально, прежде всех существ, Основа Основ и Столп Мудрости, выделил силу Гвура (Строгости) из свойств Хесед (Милости), которая была названа качеством Страха. И стала мглой, которая блестит и в сиянии своем обволакивает все светила Хесед (Милости), и об этом сказано: -Мгла пеленами Его-(Иов, 38:9). А блеск Хашмаль называется Мглой Чистоты. Ради этой силы, открытой Моше, рабу Твоему, стоящему слева от Тебя для прославления Твоего, прими, просил я, это, и взойду также и я пред Лице Твое. Потому что согрешил я (и заверши Видуй — покаянную молитву), а теперь прими Ты мое раскаяние, чтобы в милости пребывать мне среди рабов подле Тебя, в земле Израильской, Желающий раскаяния.

Вот далеко не полный перечень основных концепций ранней еврейской мистики. Впоследствии, идеи, высказанные в небольших сочинениях этого круга, будут развиваться в таких авторитетных каббалистических текстах, как Зоhар. Вместе с тем, они демонстрируют не только типологическое сходство с более ранними текстами еврейской мистической традиции, но и желание их авторов быть ее продолжателями. Можно также отметить, что эти тексты были достаточно популярны среди первых хасидов и до сих пор используются в религиозной практике.

Заключение

В заключение мне бы хотелось сказать, что чтение и попытку комментирования этих текстов я рассматривала для себя как некий психологический эксперимент. Мне было интересно наблюдать за собой, за своими реакциями на подобные тексты, на содержащуюся в них информацию. Понятно, что за ними скрывается исключительно сложная, а главное — другая понятийная система. Эти рассуждения об устройстве мира и человека не противоречат современным взглядам, а по своей сути являются альтернативными. Будучи привязанными к библейскому тексту, каббалистические образы всегда насыщенны, ярки, существенны, и в какой-то момент они начинают собственную жизнь в сознании, вызывая из его глубин воспоминания и ассоциации с полумистическими детскими страхами перед Ничто и т. п. Возможно, именно на такой, во многом бесконтрольный, и, поэтому, опасный тип сообщения с каббалистическим текстом указывают многочисленные традиционные запреты на занятия Каббалой. По крайней мере, очевидно, что система каббалистических символов исключительно жизнеспособна, на что указывают многочисленные философские системы и художественные произведения, созданные под ее влиянием.

 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 22:54 | Message # 7
Group: Удаленные





«Сефер ха-бахир». Каббалисты Прованса.

Первым произведением, содержащим отчетливо выраженные каббалистические элементы, считается книга «Сефер ха-бахир», принявшая окончательную форму, по-видимому, не ранее 12 в. Это псевдоэпиграфическое произведение, приписываемое танне рабби Нехунии бен ха-Кана (вторая половина 1 в. н. э.), с именем которого связаны предания мистического характера, состоит из небольших, не связанных между собой, часто непонятных комментариев к стихам из Пятикнижия, сопровождаемых притчами, а также отрывков из книги «Сефер-иецира» и мидраша. В «Сефер ха-бахир» описываются десять Божественных изречений (ма’амарот, или миддот), которыми был сотворен мир. Название и описание некоторых из этих изречений соответствуют названию и описанию некоторых сфирот. Вместе с тем в «Сефер ха-бахир» отсутствует система сфирот в той форме, которую она получила в последующий период. «Сефер ха-бахир» упоминается в произведениях каббалистов начиная со второй половины 13 в. Неизвестно, откуда это произведение пришло в Прованс — колыбель каббалы. Существует предположение, что оно было написано на Востоке.

Создатели каббалы, как правило, объединялись в небольшие группы единомышленников. Одну из первых каббалистических групп, по всей вероятности, возглавлял знаменитый ученый-талмудист Аврахам бен Давид из Поскьера, который был знаком, по-видимому, с основными элементами каббалы (системой десяти сфирот, каббалистической терминологией и прочим). Вместе с тем его нельзя назвать первым каббалистом, так как он не оставил никаких каббалистических произведений. Первым истинным каббалистом, повлиявшим на дальнейшее развитие каббалы, по праву считается его сын, Ицхак Сагги Нахор (Ицхак Слепой, 1165?–1235), перу которого принадлежит каббалистический комментарий к «Сефер-иецира». Ему приписываются многочисленные изречения каббалистического содержания. Он и каббалисты его круга говорят о каббале в целом и, в частности, о системе сфирот как о чем-то известном испокон веков, а не как о чем-то новом, требующем определения. Их учение, как и вся каббала раннего периода, проникнуто идеями неоплатонизма и носит чисто созерцательный характер. В отличие от каббалы других направлений, например, жеронской, каббала круга Сагги Нахора крайне эзотерична, чем, по-видимому, и объясняется скудость сохранившихся о ней сведений.

Группа Сагги Нахора не была единственной в Провансе. Одновременно существовала другая группа каббалистов, однако не сохранилось даже их имен. Осталось несколько произведений, самым значительным из которых является «Сефер ха-‘июн» («Книга внимательного изучения»). Оно представляет собой беспорядочный ряд каббалистических комментариев к 13-ти правилам герменевтики, а также изречений мистического характера, космологических описаний и т. д. Каббалисты этого течения интересуются не столько системой сфирот, сколько идеями неоплатонического характера, в том числе идеями еврейских философов средневековья (символика света, эманация), а также мистикой Божественной колесницы. Характер их каббалы отличается от каббалы «Сефер ха-бахир» и каббалы группы Сагги Нахора. Так, они не знают такого важного каббалистического понятия, как эйн-соф. Но терминологическое сходство с каббалой Сагги Нахора свидетельствует об одновременном существовании обоих течений.

Post edited by ASMODEI - Суббота, 14.07.2007, 23:32
 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 22:55 | Message # 8
Group: Удаленные





Каббалисты Жероны.

Из Прованса каббала постепенно проникает в христианскую часть Испании, где за относительно короткий период каббалистическое творчество достигло многообразия и глубины. Один из каббалистических центров Испании существовал с 1230 г. по 1260 г. в небольшом каталонском городке Жерона. Жеронская каббала близка по духу каббале Сагги Нахора, непосредственными учениками которого были ее основные представители Эзра бен Шломо (умер в 1238 г. или 1245 г.) и Азриэль из Жероны (начало 13 в.). Между обоими центрами осуществлялась непрерывная переписка. С жеронской каббалой связано также имя Нахманида, собственно каббалистические произведения которого немногочисленны, однако в его комментариях к Библии можно уловить намеки, свидетельствующие об интересе к каббале.

Самым оригинальным представителем этой группы по праву считается Азриэль, перу которого принадлежат многочисленные произведения, в том числе комментарии к системе десяти сфирот и легендам Талмуда. Представители жеронской каббалы придерживаются в своих произведениях одних и тех же общих принципов, варьируя лишь элементы. Их каббала широко использует идеи неоплатонизма и другие философские течений средневековья. В Жероне была, по-видимому, написана «Сефер ха-тмуна» («Книга образа»), анонимное произведение, посвященное сотворению и структуре мира. Согласно этой книге, мировой процесс аналогичен земледельческому процессу в Древнем Израиле. Как в земледелии через каждые семь лет наступает новый цикл, а через каждые 49 лет — юбилейный год, так и мир создается заново каждые семь тысяч лет, причем каждый раз под влиянием одной из семи нижних сфирот, а по прошествии 49 тысяч лет наступает юбилейное тысячелетие, когда все сущее исчезает, а нижние сфирот возвращаются к своему источнику — третьей сфире бина (`разум`).

 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 22:56 | Message # 9
Group: Удаленные





Другие течения испанской Каббалы 13 века.

В середине 13 в. в испанской каббале появляются новые течения. В Кастилии возникает гностическое направление так называемого левого столба. Представители его первого поколения — братья Я‘аков и Ицхак Кохен — развили теорию, согласно которой существует система эманаций зла, по своей структуре аналогичная Божественным эманациям. Эта группа каббалистов особое внимание уделяла демонологии, в том числе образам Самаэля и Лилит. В их учении впервые появляются и сексуальные мотивы, занявшие впоследствии столь важное место в каббале. Братья Кохены занимались составлением списков злых и добрых ангелов, а также разработали особую экстатическую систему изложения, которая не сохранилась. К кастильской школе принадлежат также два других крупных каббалиста — Моше бен Шим‘он из Бургоса (1230/35–1300) и Тодрос бен Иосеф Абул‘афия, в произведениях которых гностическая каббала получила дальнейшее развитие. Гностическое направление сыграло важную роль в формировании каббалы, в первую очередь, благодаря своему влиянию на Зохар.

В 1250–60 гг. в Испании достигает расцвета экстатическая каббала. Сторонники этого направления, сформировавшегося, по-видимому, под влиянием мусульманской мистики — суфизма, византийской мистики — исихазма и т. п., стремятся достичь религиозного экстаза и «восхождения» путем углубленного изучения имени Бога, букв и буквосочетаний. Ими была разработана особая молитвенная традиция, существующая по сей день. К представителям этого направления относятся Барух Тогарми (вторая половина 13 в.) и в особенности Аврахам бен Шмуэль Абул‘афия, произведения которого отвергались многими каббалистами, видевшими в них угрозу традиционной молитве. Особое направление каббалы представлено Ицхаком бен Аврахамом Ибн Латифом (1210–80). Его творчество является попыткой синтеза каббалы и философии, которые, по его мнению, обретают смысл лишь в единой системе умозрений. Будучи последователем Шломо Ибн Габирола, Ибн Латиф сочетает элементы его философии (например, понятие Божественной воли) с каббалистической системой сфирот.

 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 22:57 | Message # 10
Group: Удаленные





Зохар.

Время расцвета каббалы — 1270–1320 гг. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер ха-зохар» («Книга сияния»), сокращенно Зохар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом. По традиции, автором Зохара считается рабби Шим‘он бар Иохай, однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства. Одним из трудов, опровергающих древность Зохара, является книга Элияху Дельмедиго «Бхинат ха-дат» («Исследование религии»). Г. Грец первым высказал предположение, что автором Зохара был кастильский каббалист Моше бен Шем Тов де Леон, принадлежавший к так называемому теософскому, или символистскому направлению каббалы. Как показали исследования Г. Шолема, предположение Греца было правильным, но его крайне рационалистическое мировоззрение помешало ему уловить оригинальность и глубину этого произведения. Г. Шолем, подвергший Зохар филологическому анализу, отверг бытовавшее мнение, согласно которому Зохар представляет собой средневековую компиляцию различных произведений более раннего периода. В относительно короткое время (основная часть Зохара написана в 1280–86 гг.) Моше де Леон написал обширное, единственное в своем роде, эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арамейского языка Вавилонского Талмуда и перевода Онкелоса, испанских и арабских слов, а также собственных неологизмов. Полное издание Зохара — мистического комментария к Торе — состоит из 22 томов (Иер., 1945–58). Все части Зохара, за исключением нескольких коротких произведений, не имеющих названия, а также раздела «Ра‘ая мехемна» («Верный пастырь»), темой которого являются запреты и предписания Торы, и «Тиккуней ха-Зохар» — комментариев к первому слову книги Бытие, написанных неизвестным автором в начале 14 в., принадлежат перу Моше де Леона.

С литературной точки зрения Зохар представляет собой множество мидрашей, чаще всего каббалистического характера, объединенных общей фабулой: герои Зохара — рабби Шим‘он бар Иохай, его сын Эл‘азар и его ученики странствуют по Эрец-Исраэль. Во время этих странствий они сами, а также встречающиеся на их пути люди (часто старики и дети) рассказывают мидраши каббалистического содержания, темой которых является познание таинств Божества. Нередко автор Зохара придает рассказам характер мифов и сопровождает их каббалистическим толкованием. В каббале Зохара каждый стих несет в себе миф, каждое слово — символ, за которым скрывается тайна. По мнению автора Зохара, библейское повествование нельзя понимать ни буквально, ни аллегорически, — оно не что иное, как символичное описание процессов, происходящих в мире сфирот.

В каббале Зохара нашли то или иное отражение большинство каббалистических теорий, о знакомстве с которыми автора свидетельствует содержание книги. Зохар использует символику света и учение жеронской каббалы о сфирот, но вместе с тем отвергает учение о мировых циклах, содержащееся в «Сефер ха-тмуна»; развивается демонология и сексуальная символика гностической каббалы, нередко встречаются в книге каббалистические термины, заимствованные Моше де Леоном у его друга, каббалиста Иосефа Гикатилы (Джикатилы; 1248 – около 1325). Трудно говорить о какой-то определенной линии в каббале Зохара, так как автор книги не стремится к построению спекулятивной системы, предпочитая свободное изложение переполняющих его идей, даже если некоторые из них находятся в очевидном противоречии друг с другом. В то время как каббалисты предыдущих поколений занимались построением теорий, автор Зохара создает пластическую картину взаимоотношений и процессов в высших мирах.

Влияние Зохара на дальнейшее развитие каббалы было чрезвычайно велико. Затмив произведения раннего периода, Зохар оставался важнейшим каббалистическим произведением вплоть до появления лурианской каббалы, которая, однако, также основана на каббале Зохара.

Основной посылкой Зохара, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир—это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Человек является поэтому активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Руководством человеку в этой работе служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания. Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну трансцендентного Божества. Он может постичь лишь облачения (левушим) Божества — Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении. Эти «облачения», по существу, являются эманациями Божества, проявлениями Его сокровенной сущности и одновременно каналами (циннорот), по которым Божественное влияние проникает во все миры и действует в них.

Божественные эманации именуются обычно сфирот, однако наряду с этим понятием в ранних произведениях каббалы и даже в Зохаре употребляются термины миддот (`качества`), мадрегот (`ступени`) и другие. Учение о сфирот призвано перебросить мост через пропасть, отделяющую абсолютно трансцендентное Божество от сотворенного Им мира, объяснить сотворение мира с помощью противоположного понятию «творения из ничего» учения об эманации. Стоящее выше всякого определения Божество (эйн-соф) обретает определенность в десяти сфирот, олицетворяющих Его различные атрибуты. Сфирот сравниваются с перевернутым деревом, чьи корни на небе, а крона на земле. Совокупность сфирот образует космическое тело первочеловека (адам кадмон), в котором заключены все потенции мирового бытия. Схематический порядок сфирот таков: 1) кетер элйон (высший венец Бога); 2) хохма (мудрость), первое реальное проявление эйн-соф, содержащее идеальный план всех миров; 3) бина (разум), то есть Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму; 4) хесед (любовь, или милосердие Бога); 5) гвура (сила), или дин (суд) — источник Божьего суда и кары; 6) рахамим (сострадание), или тиф’ерет (красота Бога), эта сфира служит посредником между двумя предыдущими, внося в мир гармонию и согласие; 7) нецах (вечность Бога); 8) ход (величие Бога); 9) иесод (основа всех действующих сил в Боге); 10) малхут (царство Бога), воспринимающая, «женская» потенция, через которую Божественный поток передается низшим мирам. Эта сфира отождествляется в Зохаре с Кнесет-Исраэль, мистическим прообразом общины Израиля, или со Шхиной, Божественным присутствием в мире.

Все сфирот, кроме первых трех, находят мистическое воплощение в библейских персонажах патриархов, Моисея, Аарона, Иосифа, в свою очередь, отождествляемых с частями тела первочеловека (адам кадмон). Давид отождествляется со сфирой малхут.

Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, в глазах каббалистов, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод — сфиры гвура. Но и жизнь сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков; между сфирот и человечеством существует взаимодействие. Умножение греха ведет к изгнанию Шхины; с ней в изгнание уходит и народ Израиля. Добрые дела — молитва и исполнение мицвот — приближают возвращение Шхины из изгнания.

Органы человеческого тела соответствуют десяти сфирот, человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения с Богом. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением Адама, которое принесло в мир смерть и зло. После смерти человека его душа подвергается суду и направляется в ад, рай или в гилгул. После появления Зохара учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.

Post edited by ASMODEI - Суббота, 14.07.2007, 23:35
 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 22:58 | Message # 11
Group: Удаленные





Испанская Каббала 14–15 вв.

Каббалистическое творчество Испании не угасало на протяжении последующих двух столетий. Одно из направлений этого периода представлено учениками Шломо Адрета, исследовавшими тайный смысл каббалистических отрывков из комментариев Нахманида к Торе. К важным каббалистическим произведениям 14 в. принадлежит «Сефер ха-плиа» («Книга удивления»), темой которого является мистический смысл мицвот и в котором нашли отражение антиномические мотивы, столь редкие в иудаизме вообще, и в каббале в частности. Детальный анализ этой книги в последние годы показал, что мотивы эти не столь очевидны, как было принято считать в прошлом.

В 15 в. намечается некоторый спад каббалистического творчества в Испании, хотя оно не угасает вплоть до изгнания евреев из страны в 1492 г. К началу 15 в. каббалистическое творчество постепенно проникает в Италию, где оно носит явно компилятивный характер. Среди итальянских каббалистов этого периода — Менахем Реканати и неизвестный автор «Ма‘арехет ха-Элохут» («Системы Божества»), систематизирующий в своем произведении основные принципы и символы каббалы. Философ-каббалист Давид бен Иехуда Мессер Леон (1476/72?–1526?) посвятил философским принципам каббалы книгу «Маген-Давид», оказавшую влияние на нескольких позднейших каббалистов, в том числе на Меира Габбая (1480 г. – после 1540 г.) и Моше Кордоверо.

После изгнания евреев из Испании каббала распространяется во многих еврейских центрах Европы и Азии. В последующие десятилетия группы каббалистов появляются в Эрец-Исраэль (главным образом в Иерусалиме), Польше, Турции, Северной Африке и других местах.

 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 22:59 | Message # 12
Group: Удаленные





Каббала после изгнания евреев из Испании. Каббалисты Цфата

После изгнания евреев из Испании в каббале складываются два основных направления: «классическое», развивающее и систематизирующее уже известные теории испанской каббалы, и новое, сложившееся в Цфате. К первому направлению относятся Меир Ибн Габбай — автор произведения «Аводат кодеш» («Священнослужение»), систематически излагающего каббалистическую интерпретацию религиозных обязанностей человека, и Иехуда Хайят — автор комментария к вышеупомянутому труду «Ма‘арехет ха-Элохут».

Каббалисты второго направления объединены скорее местом — Цфатом, — чем общим учением. Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как Моше Кордоверо, Шломо Алкабец, Иосеф Каро и Ицхак Лурия. Учение Моше Кордоверо является единственной в истории каббалы попыткой ее демифологизации и подведения под нее философской базы. Одной из основных проблем, стоявших перед Кордоверо, являлась диалектика единства и множества: перехода от скрытого Бога — эйн-соф (понятие, тождественное трансцендентной, неизменяемой, простой первопричине в средневековой философии) к сфирот — сложному, хотя и Божественному множеству. Чтобы объяснить этот переход, Кордоверо вводит в свою теорию три световые сущности (цахцахот), потенциально пребывающие в эйн-соф. Вечное существование этих промежуточных сущностей обеспечивает логически непротиворечивый переход от единства к множеству.

Несмотря на важное место, принадлежащее в истории каббалы учению Кордоверо, оно не получило распространения, частично в силу своего абстрактного характера, но главным образом из-за появления и расцвета лурианской каббалы. Огромное влияние этого учения на последующие поколения, несомненно, связано с трагедией, постигшей испанское еврейство. Изгнание евреев из Испании было воспринято современниками как космическая катастрофа, предвещающая конец мира. Последующие поколения жили в ожидании космических перемен, которые будут одновременно переменами в судьбе еврейского народа.

 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 23:00 | Message # 13
Group: Удаленные





Лурианская каббала

основанная на мотивах катастрофы и преодоления ее последствий (швират ха-келим — `ломка сосудов` и тиккун — `исправление`), перекликается с представлениями современников о судьбе еврейского народа. Согласно учению Ицхака Лурии, которое было записано его учеником Хаимом Виталом, Бог, наполнявший первоначально вселенную, «сократил» себя (цимцем эт ацмо), освободив таким образом место для творения. На первом этапе эманации свет, исходивший из глаз Адама кадмона — первого творения Божьего, — оказался слишком сильным для вмещавших его сосудов, и они разбились. Частицы сосудов и содержавшегося в них света рассыпались по вселенной, став добычей злых сил, властвующих в низших мирах. Отражением этой космической катастрофы в истории еврейского народа является галут. За катастрофой немедленно последовало исправление: рассеянные частицы стали возвращаться к своему источнику. Однако этот процесс не был завершен, так как первородный грех вновь нарушил гармонию и привел к еще большему рассеянию этих частиц. Роль человека на земле заключается в возвращении частиц к их источнику, восстановлении тем самым гармонии в высших мирах и уничтожении сил зла. Сотворение мира, в прошлом основная тема каббалы, уступает в лурианской каббале место эсхатологической теме (см. Эсхатология) восстановления пошатнувшегося порядка мироздания. Направленное на это выполнение религиозных предписаний приводит к вызволению искр (ницоцот) из плена злых сил, сочетанию мужского и женского элементов в мире сфирот и спиритуализации материального мира. Таким образом, человек, во всех аспектах своего существования, становится активным и незаменимым участником процесса восстановления космической гармонии. Миссия собирания и вознесения рассеянных искр, подготовка пути избавления поручена Израилю. Галут — это не только наказание и испытание, но и миссия. Мессия придет лишь тогда, когда добро во вселенной будет полностью отделено от зла, когда ни одной искры святости не останется среди клиппот — сил зла. По словам Хаима Витала, «собирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании». В лурианской каббале национальные мотивы сливаются с космическими в едином великом мифе изгнания и искупления. Теургические мотивы, существовавшие и в ранней каббале, приобретают в лурианской каббале особую силу. Охватывая все стороны жизни, лурианская каббала выходит за рамки спекулятивного учения, становясь бытом. Неслучайно именно в этот период каббала, являвшаяся до тех пор достоянием избранных, проникает в широкие круги еврейского народа.

Важнейшим элементом учения о космической реинтеграции (тиккун) является идея возвращения вселенной в совершенное состояние, предшествовавшее ломке сосудов (швират ха-келим), с помощью духовного света, исходящего из чела Адама кадмона. Под воздействием сфирот, не затронутых мировой катастрофой, формируются новые устойчивые структуры, парцуфим (`лики`), которые занимают место сфирот в качестве главных проявлений Адама кадмона. В каждом из парцуфим силы новой эманации связываются с силами, поврежденными при ломке сосудов; каждый «лик» представляет собой особый этап процесса очищения и преобразования мира.

Пять главных парцуфим: абба (`отец`), имма (`мать`), арих анпин (буквально `долгий лик`, то есть долготерпеливый), зе‘ейр анпин (буквально `короткий лик`, то есть нетерпеливый), нукба де-зе‘ейр (женская ипостась зе‘ейр) — образуют новый облик Адама кадмона, отличный от предшествовавшего ломке сосудов. Парцуфим образуют также «мир равновесия» (олам ха-маткела), идентичный миру сфирот (олам ха-ацилут) более ранней каббалы. Нисходящий поток эманации последовательно образует миры бриа (`творение`), иецира (`творческое оформление`) и асия (`действие`). Завершение процесса тиккун требует активного вмешательства человека, которое должно вернуть олам ха-‘асия на предназначенное ему духовное место, полностью отделив его от мира клиппот. Этот процесс идентичен избавлению: в нем преодолевается не только историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание Шхины, вызванное ломкой сосудов.

Следование предписаниям Торы открывает путь к исправлению мира и достижению вечного блаженного единства всех сотворенных существ с Богом, то есть мессианской эры.

Несмотря на хронологическую близость, лурианская каббала является прямой противоположностью каббале Кордоверо. Здесь на смену стройным теориям приходят яркие описания сотворения мира, диалектики Божественного света, космической катастрофы, взаимоотношения в мире сфирот и в так называемом мире скорлупы (олам ха-клиппот), то есть мире зла. Ицхака Лурию не останавливают теологические проблемы, стоявшие перед каббалистами предыдущих поколений. Антропоморфизм, онтологизация зла, дуализм, сексуальные мотивы, развитая демонология — все то, что тщательно приглушалось в прошлом, открыто выходит на первый план в лурианской каббале.

Лурианская каббала оказала огромное влияние на все еврейские мистические учения и движения в последующие века, прежде всего на саббатианство и хасидизм. Учение Лурии никогда не вызывало разногласий среди еврейских мыслителей; его одинаково почитали как саббатианцы и хасиды, так и их противники.

После изгнания евреев из Испании каббалистическое творчество не прекращалось на протяжении столетий. Каббалистические центры Польши прекратили свое существование лишь с началом 2-й мировой войны. В Северной Африке и Йемене каббала изучалась вплоть до создания Государства Израиль и начала массовой алии из этих стран. В Израиле каббалистические круги существуют по сей день.

Post edited by ASMODEI - Суббота, 14.07.2007, 23:37
 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 23:01 | Message # 14
Group: Удаленные





Практическая Каббала.

Наряду с каббалой как учением существует понятие практической каббалы, представляющей собой род магии, целью которой является воздействие на высшие миры, что достигается с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имен Бога, особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов. Практическая каббала упоминается в различных каббалистических произведениях, в частности в Зохаре, хотя она существовала задолго до появления каббалистического учения и была, по-видимому, известна уже вавилонским гаонам.

Post edited by ASMODEI - Суббота, 14.07.2007, 23:37
 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 23:02 | Message # 15
Group: Удаленные





Влияние Каббалы на еврейскую и нееврейскую мысль.

Каббала наложила глубокий отпечаток на все последующее развитие еврейской религиозной культуры. В широких кругах еврейства ее влияние отразилось в литургии, обычаях и повседневной жизни. Многие каббалистические обычаи стали неотъемлемой частью еврейского религиозного быта, нередко утрачивая первоначальное значение. Одним из таких обычаев является третья субботняя трапеза, которой каббалисты Цфата приписывали магическую силу, способствующую соединению мужских и женских начал в мире сфирот.

Во многих произведениях 15–18 вв., не относящихся к собственно каббале, нашли отражение те или иные каббалистические мотивы. Особенно сильное влияние каббала оказала на нравоучительную литературу этого периода.

На всех этапах своего существования каббала привлекала к себе интерес виднейших представителей раввинистических кругов, таких как Аврахам бен Давид из Поскьера, Нахманид, Иосеф Каро, Иехуда Леви бен Бецалель (Махарал) из Праги, Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) и многие другие. Выдающимся каббалистом 18 в. был мыслитель и поэт Моше Хаим Луццатто. К традиционным каббалистическим мотивам обращался в новейшее время А. И. Кук. Однако с момента своего появления каббала натолкнулась и на резко отрицательное отношение некоторых авторитетов, видевших в ней угрозу традиционному иудаизму. Одним из первых противников каббалы был Элияху Дельмедиго. В эпоху Хаскалы неприятие каббалы приняло форму борьбы с мракобесием.

Несмотря на специфически еврейский характер, каббала вышла за пределы иудаизма. В 15 в. в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — христианский. Основоположником христианской каббалы стал один из интереснейших представителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до 18 в., связано также имя христианского мистика Я. Бёме (конец 16 в. – начало 17 в.). Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как Ф. Шеллинг, Ф. Баадер, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг и многие другие мыслители.

Post edited by ASMODEI - Суббота, 14.07.2007, 23:38
 
ASMODEI Date: Суббота, 14.07.2007, 23:03 | Message # 16
Group: Удаленные





Исследование каббалы.

Изучение связанных с каббалой проблем почти так же старо, как и сама каббала. Среди критических произведений прошлых столетий следует упомянуть «Митпахат сфарим» («Обертка книги», 1768) Я. Эмдена. В 19 в. исследования в области каббалы были предприняты А. Еллинеком, Г. Грецем, М. Штейншнейдером и другими. В настоящее время исследования этих ученых представляют чисто исторический интерес. Отношение еврейских исследователей 19 в. к каббале носит чаще всего апологетический характер, исключением является крайне отрицательное отношение Г. Греца, видевшего в каббале воплощение обскурантизма и шарлатанства. Новый подход к исследованию каббалы наметился лишь после 1-й мировой войны. Ценный вклад в эту область науки внесли Ш. А. Городецкий и И. Тишби, однако самое важное место в области исследования каббалы по сей день бесспорно принадлежит Г. Шолему, создавшему целую область критического исследования каббалы и реабилитировавшему ее как религиозный и культурный феномен. В 1925 г. в Иерусалиме был создан центр по исследованию каббалы, во главе которого Г. Шолем стоял в течение многих лет.

 
ASMODEI Date: Пятница, 20.07.2007, 19:18 | Message # 17
Group: Удаленные





Тринадцать качеств милосердия

Attachment: 32594798.jpg (96.8 Kb)
 
Форум ישראל » общий » Постижение Высших Миров » Общии понятия духовного мистическо-филосовского учения (Каббала)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

//areon-life.ucoz.ru/© 2024      Сайт управляется системой uCoz